ЛАХНЕР

ЛАХНЕР
(Lachner), 1) Франц, род. 2 апр. 1803 в Райне (Oberbayern), ум. 20 янв. 1890 в Мюнхене, выдающийся композитор, отличавшийся особенно искусством в контрапункте. Музыке учился в 1810–15 у своего отца, органиста, затем с 1819, будучи учеником гимназии в Нейбурге на Дунае, – y ректора Эйзенгофера. Испытав свои силы в разных областях композиции и в игре на фп., органе и виолончели, Л. решил избрать музык. карьеру; в 1820–21 он жил в Мюнхене, давая уроки музыки и продолжая собственные занятия музыкой под руков. капельмейстера Этта. В 1822 Л. добился места органиста при протестантской церкви в Вене (до 1834), где сблизился с Шубертом и вынес большую пользу из Мартиновена. В 1826 Л. сделался вице-капельмейстером, а в 1828 – первым капельмейстером театра "Kärntnerthor" и занимал эту должность до 1834, когда получил место капельмейстера в Мангейме. 1835 Л. сделался придв. капельмейстером в Мюнхене, где обнаружил, в кач. дирижера придв. оперы, церковных концертов придв. капеллы и концертов музык. академии, необыкновенно энергичную и плодотворную деятельность, находя при этом еще достаточно времени для композиции. Л. управлял музык. празднествами в Мюнхене 1854 и 1863, в Ахене 1861 и 1870 и др. Уже в 1852 последовало почетное назначение его на должность Generalmusikdirektor'a, имевшее целью удержать его на продолжительное время в Мюнхене. Однако чрезвычайно антипатичный Лахнеру культ Вагнера, постепенно развивавшийся в Мюнхене, заставил Л-а в 1865 просить отставки; она и была ему дана сначала в виде отпуска, а с 1868 окончательно (пенсия). В 1872 мюнхенский универс. возвел Л. в степень доктора философии honoris causa. Из произведений Л. издано около 190; из них на первом плане стоят сюиты для больш. оркестра op. 113, 115, 122, 129, 135, 150 и 170 (бальная сюита), – настоящие перлы контрапунктического искусства; затем следуют его 8 симфоний (Symphonia appassionata, op. 52, 1835 премирована обществом "Gesellschaft der Musikfreunde" в Вене); оперы: "Die Bürgschaft" (Пешт 1828), "Alidia" (Мюнхен 1839), "Catharina Cornaro" (там же 1841) и "Benvenuto Cellini" (там же 1849); оратории: "Moses" и "Die vier Menschenalter"; реквием op. 146, торжеств. месса, 2 stabat Mater op. 154 и 168, ряд других месс, псалмов, мотетов и пр.; 5 струнных квартетов, несколько фп-ных квартетов, квинтетов, секстетов, 1 нонет для духовых инструментов, серенада для 4 виолончелей, элегия для 5 виолончелей, трио; скрипичные и органные сонаты, фуги и пьесы для органа; множество романсов, вдохновленных близким знакомством с Шубертом; хоры, пьесы для пения с оркестром и пр. Сюиты Л. занимают совершенно своеобразное место в литературе и служат как бы некоторого рода современным продолжением оркестрового стиля Баха и Генделя. Совершенство контрапунктической техники наряду с благородством изобретения обеспечивает им в будущем ту высокую оценку, которой они не вполне добились в настоящее время. – 2) Игнац, брат предыдущего, род. 11 сент. 1807 в Райне, ум. 24 февр. 1895 в Ганновере, скрипач; с 1825 вице-капельмейстер театра Kärntnerthor в Вене; 1831 – придв. капельмейстер в Штутгарте, 1842 второй капельм. под начальством брата в Мюнхене, 1853 первый капельм. гамбургского театра, 1858 придв. капельм. в Стокгольме и 1861 первый капельм. во Франкфурте н. М.; с 1875 жил на покое. Игнац Л. был также превосходным музыкантом и написал много произведений разного рода (м. пр. 3 фп-ных трио со скрипкой и альтом), также несколько опер ("Der Geisterturm", Штутгарт 1837; "Die Regenbrüder", Штутгарт 1839; "Loreley", Мюнхен 1846). – 3) Винценц, род. 19 июля 1811 в Райне, ум. 22 янв. 1893 в Карлсруэ, брат предыдущих; отправился в Вену к братьям и сделался, после Франца, в 1834 органистом лютеранской церкви, а в 1836 придв. капельмейстером в Мангейме, где он, за исключением двух коротких перерывов (Лондон 1842 и Франкфурт 1848), прослужил до пенсии в 1873, и обнаружил весьма полезную деятельность в кач. дирижера и учителя. После того Л. жил в Карлсруэ, где с 1884 состоял преподавателем консерв. Из композиций его некоторые были премированы (увертюра, фп-ный квартет, романс); популярностью пользуются его увертюры "Turandot", "Demetrius" и пр., а также квартеты для мужских голосов. Старший брат предыдущих Теодор (1798–1877) был органистом в Мюнхене; сестры Текла и Христиана, также занимали должность органиста, первая в Аугсбурге, а последняя на родине в Райне.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ЛАХНЕР" в других словарях:

  • Лахнер — (Franz Lachner) композитор и капельмейстер (1804 90). Оркестры, находившиеся под управлением Л. (Мангейм, Мюнхен), считались лучшими в Германии. Его произведения Sinfonia passionata , оперы Alidia и Catarina Cornaro , увертюры, сонаты, концерты и …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Лахнер Ф. П. —         (Lachner) Франц Пауль (2 IV 1803, Раин, Верхняя Бавария 20 I 1890, Мюнхен) нем. композитор и дирижер. В 1810 16 обучался музыке под рук. отца, церк. органиста, а затем в гимназиях Нёйбурга и Мюнхена. В 1822 23 учитель музыки в Мюнхене. В… …   Музыкальная энциклопедия

  • Лахнер Ф. — ЛÁХНЕР (Lachner) Франц (1803–90), нем. композитор, дирижёр. С 1835 придворный капельмейстер в Мюнхене. Предст. академич. направления в нем. музыке, противник оперной эстетики Р. Вагнера. 4 оперы, в т. ч. Бенвенуто Челлини (1833), 8 симфоний …   Биографический словарь

  • Сюита — (франц. suite, буквально ряд, последовательность)         одна из основных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом. В отличие от… …   Большая советская энциклопедия

  • Беккер Жан — I (Becker) превосходный скрипач, род. 11 мая 1833 г. в Мангейме, где его учителями были Алоиз Кеттенус из Вервье (скрипач), Иосиф Кайль (пианист) и Винцент Лахнер (теоретик). После назначения состоять придворным артистом вел. герцогини баденской… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Музыка — В основе этого термина лежит греч. ή μουσική (подразумев. τέχνη искусство), т. е. искусство муз (первично богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Фробены — известная семья немецких старопечатников. Родоначальник семьи, Иоганн Ф. (1460 1527), изучив в Базеле в совершенстве древние языки, поступил в типографию Амербаха корректором, а в 1491 г. открыл в Базеле собственную типографию. Первым его вкладом …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Шиллинг Густав — (Schilling) доктор философии и писатель о музыке; род. в 1805 г. Большое значение имеет его сочинение Universallexikon der Tonkunst , семь частей которого появились в 1834 35 гг. Ш. основал в Штутгарте музыкальное общество: Deutsche Nati… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Шиллинг, Густав — (Schilling) доктор философии и писатель о музыке; род. в 1805 г. Большое значение имеет его сочинение Universallexikon der Tonkunst , семь частей которого появились в 1834 35 гг. Ш. основал в Штутгарте музыкальное общество: Deutsche… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Нонет —         (итал. nonetto, от лат. nonus девятый; нем. Nonett, англ. nonet).         1) Сочинение для 9 инструментов. Термин может обозначать и сочинение для 9 певч. голосов (с сопровождением или без него), однако образцы вок. Н. не получили… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»